Забытые боги древних славян

Хотелось бы подробнее остановиться на знакомстве с теми из богов, кого (в отличии от того же Перуна или Сварога) обыватель подзабыл куда более основательно. Наш рассказ имеет целью не столько собственно списочное перечисление древних божеств, сколько описание основных черт их «характеров». В их образах словно в зеркале читаются владевшие помыслами предков идеалы и заботы, мечты и устремления, национальный характер и социальное устройство той давней эпохи.

Стремясь систематизировать окружающий мир и «договориться» с неподвластными ему природными явлениями, каждый народ тщится разглядеть в «собеседнике», способном метать молнии, даровать урожай или насылать болезни, какие – то антропоморфные черты, дабы сделать неизведанное, таинственное и всемогущее более понятным и потому – «договороспособным». Так боги «обретали» облик, склонности и поведенческие модели, а мы – шанс лучше понять тех, кто наделил их таковыми

белобог
Белобог

Белобог. Единокровный брат Чернобога, дарующий саму жизнь . Точнее сказать – воплощающий собою всё то деятельное, развивающееся и стремящееся к саморазвитию, что в понимании славян и оставляет основу существования одушевлённого мира. Дуализм братьев- близнецов крайне схож с зороастрическим полупротивостоянием – полусимбиозом близнецов Ахурамазды и Аримана, также равных по силам и «зацикленных» в вечном круговороте возникновения и исчезновения. Белобог – один из самых — если так можно выразиться — популярных покровителей наших предков, любимый за свою всепобеждающую сверхсуть, за воплощённое стремление жизни торжествовать над смертью.

чур
Чур

Чур. Его именем, даже не осознавая этого, ещё совсем недавно (по историческим меркам) наши прабабушки и прадедушки призывали заступничество перед лицом потенциальной беды. «Чур меня!» — это не просто устойчивое выражение, а самая настоящая молитва — заговор, прошедшая сквозь века и устоявшая даже перед экспансией аналогичных христианских семантик. Именно он стоял на страже интересов человека, хранил священную границу «своего» и «чужого», оберегал от опрометчивого, заведомо глупого поступка. Некоторая абстрактность представлений о нём как о существующем несколько «в стороне» от прочих «действующих лиц» пантеона, лишь способствовала популярности в качестве духа- оберега, вездесущей и таинственной силы, готовой прийти на помощь в трудный час, помочь сдержать слово или упредить нарушение клятвы.

жива
Андрей Алексеевич Шишкин, «Жива», 2016, 80×100 см, масло, холст

Жива. Дочь Лады, о которой мы с вами немного поговорили в предыдущей статье (спасибо за комментарии неравнодушных читателей, было интересно услышать Ваш мнение). Также доводится супругой Даждьбогу и является прародительницей всех славянских племён. Она «ответственна» за рождение детей (впрочем — как и за их благополучное зачатие), врачевание хворей и ран, а также благое расположение духа, то есть за «живость» характера человека. Неиссякаемый источник целительной силы, отождествляется с летним временем года.

берегиня
Андрей Алексеевич Шишкин, «Берегиня», 2017, 55×70 см
 масло, холст

Лёля. Сама молодость, красота, беззаботная радость и средоточие юной девичьей красоты. Это богиня весны, помогающая миру освободиться от оков зимней стужи. Она хранит человека, оправляющегося от долгой болезни или преодолевшего наконец «чёрную полосу» судьбы и готового снова принять этот мир во всей его гармонии и красоте, ощутить собственное духовное возрождение. Её символ особенно часто встречался в вышивке, украшавшей одежду славянских девушек, и назывался «берегиня». Действительно, есть ли на свете хоть что – то более достойное защиты, чем искренняя любовь и нежность? Она- антитеза злобной Морены, и в древних мифах вступает в противостояние с богиней смерти, неизменно одолевая её благодаря своей находчивости и неунывающему характеру.

квасура
Андрей Алексеевич Шишкин, «Квасура», 2014
40×50 см, масло, холст

Квасура. Иностранцы, обожающие алкогольные стереотипы об «этих русских», всегда удивляются, когда выясняется, что у славян имелся целый небожитель, покровительствующий культуре пития без хмельного угара, празднований без неуместного буйства и разгула, сохранению чувства меры и собственного достоинства без ханжества и лицемерия. Аналогии с любыми сатурнелиями и луперкалиями не выдерживают никакой критики, когда речь заходит о покровителе здорового веселья Квасуре. Предки наделяли его свойством направлять удаль в здравое русло, покровительствовать праведным привычкам, помогать разуму одолевать дурные наклонности человека, а также врачевать и восстанавливать жизненные силы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *