Финно-угорские племена

До сих пор не стихают споры о том, откуда пришли славяне. Тем труднее разобраться в другом принципиальном вопросе: кто жил на этих землях ранее, каковы были те, кто постепенно смешивался со славянами и формировал будущее русское государство.

Начнём с наиболее загадочного.

Чудь. Наиболее распространённой версией их возникновения является финно-угорская. Немудрено, ведь и по сей день на севере нашей страны живут представители этой подгруппы. С другой стороны, имеются сведения о неких чудинах, что бежали от принудительного обращения в христианство.

чудь
«Чуди», из серии графики художника-краеведа А. Г. Вороны, 2004 г.

В Республике Коми живо предание об старинной деревне Важгорт, где испокон веков жили чудины. С наступлением новой веры и переселением многочисленных славов в район Удора они постепенно мигрировали дальше на восток. Следуя фольклорной традиции, легко поверить, что своё прозвание эти люди получили за свой удивительный и сложный язык.

До наших дней дошли сведения о том, что к моменту первых контактов с пришельцами с востока они впали в зависимость от «заморских варягов» и регулярно платили тем дань. Чудины состояли в войске князя Олега и помогали тому в противостоянии со Смоленском. Позже на них пошёл войною Ярослав, прозванный Мудрым, и, разбив в бою, «заложил град Юрьев».

Вообще говоря, этот этнос произвёл на склавинов неизгладимое впечатление, прочно войдя в многочисленные сказки и предания и играя в них практически ту же роль фантастических персонажей, что и разного рода «фэри» в кельто-саксонской устной традиции. Эти загадочные люди, которых пришлые прозывали «белоглазыми», подарили имена множеству географических объектов, от знаменитого Чудского озера и до ряда деревень в алтайских предгорьях. Самые ценные данные сохранились на берегах реки Камы.

Отвага, стойкость и решительное нежелание отрекаться от обычаев пращуров дали основу череде местных былин. Говорят, что «чудь навеки скрылись под землёй». Вероятнее всего, они скорее предпочли расстаться с жизнью, чем принять чужеродные порядки и подчиниться захватчикам. Так кем же были эти храбрые «белоглазые»? Возможно, сегодня следует искать их далёких потомков среди манси или коми.

А быть может, надо внимательнее присмотреться к наследию недавно открытой «Страны городов» и проверить теорию об их индо- арийском происхождении. Так или иначе, эти коренные жители России на сегодняшний день остаются настоящей тайной нашей общей древней истории.


Меря. Хоть и проживали по соседству с упомянутыми выше и были нисколько не менее таинственны родом и укладом, свидетельств по себе оставили куда больше. Факты таковы: этот народ жил на территории нынешних центральных областей России. Так сказать, занимал «хартланд» будущей русской державы.

карта племен меря
Карта Окско-Волжского междуречья (приблизительно до 1350 года) с показанием мест обитания мерян и соседних племен

Относительную культурную обособленность сохранял вплоть до XVI века, а наибольшее число упоминаний о них датируется VI столетием. Тогда хронист короля готов Германариха писал о них как о данниках своего монарха. Участвовали в военных экспедициях Олега против Киева и Смоленска, что нашло своё отражение в хрониках, известных благодаря летописцу Нестору.

В начале XI в. этот народ, и без того страдавший от запрета на собственную религию и теснимый переселенцами, начал голодать из–за целого ряда погодных аномалий, погубивших урожаи в Суздальском княжестве и окрестностях. Посчитав новую напасть наказанием свыше за недостаточную приверженность культам предков, утрачивавшие влияние волхвы попытались восстановить прежние порядки и обычаи.

мурома
Реконструкция женского головного убора

И снова злым гением выступил Ярослав Мудрый, чьё войско сурово покарало повстанцев. Жрецы были частью казнены, большинство —отправлено в ссылку. И всё же эти коренные жители центральной Руси известны намного лучше своих северных соседей. В частности , лингвистам удалось расшифровать их язык. На помощь пришли диалекты Поволжья, а также сопоставление с рядом финно-угорских наречий. Оказывается, топонимы с окончаниями «-гда» (Вологда, например ) – имеют самые настоящие мерянские «корни». Окончательно следы этого натального этноса затерялись в XV в.

Мурома. Их столицей, начиная как минимум с IX века, был одноимённый город, чьё название означает: «возвышенность у воды». Несмотря на то, что археологи располагают изобилием артефактов и – что ещё важнее – останков, обнаруженных в масштабных раннесредневековых захоронениях, нет возможности достоверно установить их этническую принадлежность. Нельзя даже исключать, что это было особо крупное племя меря.

мурома
Реконструкция металлического убора костюма женщины из племени мурома IX—X вв. Владимирская обл. Экспозиция в ГИМ

Но с той же достоверностью можно заявлять, что это были мордовцы. Зато установлено иное: нрав их был мягок и гостеприимен, уровень материальной культуры необычайно высок относительно всего обширного региона, а ювелирные изделия и оружие примечательны необычайной тщательностью и мастерством изготовления.

Их полукруглые наголовные обручи — украшения были исполнены (помимо кожи и шерсти) из настоящей бронзовой проволоки, чего не встретить ни у одного другого племени ни вглубь материка, ни по ту сторону Балтики. В отличие от двух предыдущих рассмотренных нами случаев, склавянское полу вторжение-полу переселение здесь происходило без значительных вооружённых конфликтов. Причиной тому – взаимовыгодная торговля и плодотворный культурный обмен. С другой стороны — именно мурома являются первыми безвозвратно ассимилированными представителями коренного населения Руси. Уже XII в. упоминания о них теряются навсегда.

  1. Здравствуйте. мне было интересно читать данную статью. емко и по теме.спасибо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *