Великий князь Игорь: загадка гибели и его жена Ольга

Как же такой великий правитель, воин, дипломат, который брал с греков золото, серебро и шелк, в конце концов – сын Рюрика и воспитанник Вещего Олега, смог угодить в ловушку простых древлян? Существует мнение, авторства Льва Прозорова, что Игоря убили вовсе не древляне. Сделали это варяжские дружинники, которые практически полностью были христианского вероисповедания. В пользу этого мнения выступает два факта.

Первый: истинная и преданная дружина никогда не оставила бы своего князя. Воины и князь всегда были неделимы, это единое целое. Никто бы не бросил князя на воинствующей земле. В 941 г. войско Игоря понесло огромный урон после всех событий. Поэтому в поход собирать дань князь решил взять с собой так называемую «малую» из дружин и отряды, состоящие преимущественно из варяг. 

Второй факт: княжеское войско перед началом одного из походов пополнилось этими самыми варягами. Уже после второго похода на византийские земли в договоре, датируемым 944 г, указывается, что большая часть русичей присягнула в Подоле, ныне историческая местность в Киеве. Происходило это в соборной церкви Ильи Пророка.

присяга Игорю на подоле
«Присяга Игорю на Подоле», Радзивилловская летопись

Третий факт можно встретить в словах византийского автора Льва Диакона. Он утверждает, что Игорь погиб от рук немцев, в те времена христианство на варяжских берегах считалось верой германских земель.

В летописи можно найти пояснение, что большинство варяг как раз таки исповедуют христианство. И, наконец, четвертый, и самый главный факт: такая неутолимая жадность было совсем несвойственная русам, да и в целом всем язычникам Северной Европы. Древние русичи наоборот, поражали иностранных гостей своей щедростью и бескорыстием, которые порой граничили с расточительством. Как же можно упрекнуть князя в неуемности данью? А вот, к примеру, германцы и поляки (христиане) отличались своей жадностью к своей добыче.

Интересный момент касается возвращения самой дружины в Киев. Сам Князь, а также его приближенные воины были убиты. Остальные же вернулись целые и невредимые. Их никто не наказывает, а несуразная история стала официальной версией. Не находите, что это весьма странным? Вполне очевидно, что это убийство было кому-то надо, и кто-то стоял за этим. При Игоре была возведена Соборная церковь, процветало христианское сообщество стольного Киева, даже князь Аскольд становится христианином. Жена князя, княгиня Ольга покровительствовала общине христиан. Официально она являлась язычницей, но ее крестил сам император Византии Константин. Однако в византийских источниках нет подтверждения этого события.

Большинство исследователей выдвигают теорию о мести Ольги древлянам. Якобы она стала мстить за мужа, и делала это по обычаю язычников. Стоит оговориться, что кровную месть осуществляли исключительно представители мужской линии, но никак не женщины. В целом слабый пол тогда не рассматривался в роли мстителя. Более того, христианские события тех лет были также ужасны и опасны, как и дела язычников. Например, Юстиниан Великий одним приказом заставил умертвить 50 тысяч непокорных, а император Василий II отдал приказ об убийстве 48 тысяч болгарских пленников, которые также были христианами. Сложно назвать эти события безобидными!

Как мы знаем, жена князя Ольга предпринимала несколько попыток отомстить. Она пыталась четыре раза свести счеты с ненавистными древлянами, и последний раз закончился пожаром и гибелью несчастных. Поражает число погибших от рук Ольги за все время – около 5 тысяч. Есть предположения, что по тому, как Ольга спешит отомстить и сколько убитых, можно считать, что она просто не хочет оставить в живых свидетелей. И это вовсе не месть. Естественно, это всего лишь гипотеза, которая не имеет точных оснований, только лишь выводы. Мы никогда не узнаем, что произошло на самом деле: был ли убит князь из-за своей жадности, использовал ли он Ольгу Константинополь, чтобы избавиться от князя, или же жена выступила организатором всех этих событий. Все останется навсегда в истории. Нам же остается верить официальной версии историков.

Первая месть Ольги, гравюра Ф. Бруни,1839
Первая месть Ольги, гравюра Ф. Бруни,1839

Вторая месть Ольги, Радзивилловская летопись
Вторая месть Ольги, Радзивилловская летопись

Четвертая месть Ольги, Радзивилловская летопись
Четвертая месть Ольги, Радзивилловская летопись

6 комментариев

Оставить комментарий
  1. Какой подробный разбор и вдумчивый подход к информации. Сразу виден историк. Круто! Стала заходить сюда каждый день, пока дочитала старые записи, вы как раз опубликовали новые. Очень интересно и отвлекает после работы.

  2. Здравствуйте! Спасибо за ваш блог, интересно и познавательно. Нравится стиль и манера изложения. Жаль только, что так редко выходят статьи. Приходится практически месяц ждать((

    1. здравствуйте, Юля! Большое спасибо за Ваш комментарий и теплые слова в адрес публикаций. Скажите, пожалуйста, какую рубрику Вам наиболее интересно читать на сайте? Спасибо

      1. Кристина

        Юля видимо имеет в виду историю, раз написала комментарий под этой статьей. Я с ней согласна. Брала информацию для подготовки к реферату. Учитель оценила. Легко и понятно. 

        1. Что же. Это замечательно! Спасибо. Продолжим)

          1. Кристина

            очень на это надеемся! История — в наше время очень важна!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *