Крестилась ли Русь «огнем и мечом»?

Продолжим с вами разговор о великом князе Владимире и затронем сегодня темы и государственные, и религиозные. И неудивительно, ведь не одно столетие подряд историков и исследователей то пугает, то вдохновляет, то ужасает, то очаровывает фигура киевского князя. Однозначно только одно – Владимир не оставляет равнодушным никого: ни при жизни, ни после смерти. Начнем с религии, ведь каждый из нас прочно ассоциирует правителя Великой Руси как Владимира Крестителя.

Святая Русь, 1901—1906
Михаил Васильевич Нестеров, «Святая Русь», 1901—1906, холст, масло

Крестилась ли Русь «огнем и мечом»?

Эта тема волнует многие выдающиеся умы современности. В русских (да и иностранных тоже) источниках нет ответа на вопросы крещения – никто не говорит об этом. Что весьма странно! Одно можно утверждать точно, князь даже угрожал не крестившимся, что они врагами ему станут, если откажутся. Таковых не нашлось, жить хотелось всем. Каждый помнил прошлые деяния Владимира и знал его крутой нрав. Поэтому как таковых голосований и опросов среди населения, естественно, не было – время далекое, демократии на Руси тогда еще не было. Суть была такова: один человек решил, что вера у народа не та, вот и крестились, причем весьма жестоко. Но повторим, времена далекие, особенные, с народом беседы никто не вел. Да и авторитет князя в глазах славянина-язычника был огромен. Уничтожив беспрепятственно идолов, он пошатнул веру людей в их могущество. Киевляне горевали по своему сокрушенному Перуну, но крестились без сопротивления, во всяком случае, внешнего (кто хотел оказаться на месте Перуна?). Как мы помним, русская душа – потемки, и о чем на самом деле думали в это время наши предки, мы никогда не узнаем. И может быть к лучшему.

прощание
Андрей Алексеевич Шишкин, «Прощание», 2019, холст, масло, 80×60

Такое спокойное крещение прошло по всей Руси. Лишь в одном из преданий есть информация, что Новгород взбунтовался, и там произошли массовые столкновения. Говорят, что даже наместник Добрыня применил силу против повстанцев. Но повествует об этом лишь Иоакимовская летопись, опубликованная в 18 веке в трудах В.Н. Татищева, который получил ее от архимандрита М. Борщова. К слову, эта рукопись подтвердила догадки Татищева о событиях в Древней Руси. Но данная летопись – источник ненадёжный, в ней масса противоречий и странностей, поэтому не будем считать ее достоверным документом. Но даже она не подтверждает, крестил ли Владимир Русь «огнем и мечом». Вот так, в лучших традициях древности, многие события остаются загадками и оцениваются весьма приблизительно.

О главном: правда всегда дороже

Наверное, каждый из нас ловил себя на мысли, листая летописи или научные труды, что сложно понять, как тот или иной исторический персонаж становился героем в истории. Вглядываюсь пристально в портреты этих людей, невольно понимаешь, что в свое время и для своего народа они были чуть ли не злодеями. Справедливости ради, их безумные поступки только подтверждают это. Князь Владимир самый яркий этому пример, однако он был ребенком своей суровой эпохи и имел ли он право выбора? Можно вспомнить к этому случаю пафосную фразу: «Выбор есть всегда», но именно его история выбрала в герои и святые, поэтому и в условиях он был исключительных. Мы помним, как он пытался свататься к Рогнеде, а она ему ответила коротко: «Не буде разувать робибича». Вот и озверел князь, ибо, сколько же можно было терпеть упреки, что он сын рабыни?

в начале пути
Андрей Алексеевич Шишкин, «В начале пути», 2017, холст, масло, 100×70

Мы живем в совершенно другое время, и наш рафинированный взгляд не поймет жестокие страсти прошлых тысячелетий. Но мы точно знаем одно: князь Владимир умер в 1015 году, и уже его ближайшие потомки признавали заслуги князя в изменении Руси. Именно эти добродетели перевесили на чаше весов его прегрешения и политические просчеты. Вот его и простили. Ведь трудами Владимира было продолжено дело Ольги, и Русь превратилась в сильное государство, которое объединило восточнославянские племена, став великой державой в Европе.

Русский народ запомнил Владимира как доблестного воина в битве и мудрого государя в мирное время. Ему простили все и в 13 веке его канонизировали. В церковном помяннике он стал святым, в сказках – веселым и гостеприимным, а в былинах – могущественным и сильным. Именно Владимира большего всего называют Красное Солнышко (мы помним, что это образ собирательно, но всё же…), которое не погасло за тысячу лет и освещает ратные подвиги былых правителей великой Руси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *