О праздниках Руси

Сегодня хотелось бы поговорить о светлом, веселом и положительном, а именно о праздниках. Да, жизнь древних русов была тяжелая – практически каторжный физический труд на земле не оставлял места радости, но наши прародители как никто умели ценить жизнь и смеяться. Наши традиции представляют собой бесценный опыт поколений, тот самый «загадочный русский дух».

Корочун – это самый холодный и самый короткий день в году, за ним приходили коляды (изначально римское слово). Праздновались они во времена святок: с 25 декабря по 6 января. Сегодня Колядки мы знаем как христианский элемент Рождества. Но зародилась подобная традиция еще задолго до появления христианства на Руси и связана с земледелием.

Злой дух славянской мифологии Корочун
Злой дух славянской мифологии Корочун

Тогда проводились различные обряды: приглашение Мороза на кутью, вечеря среди снопов, гадание и пожелание урожая. Прекрасная традиция колядования тесно связана с днем рождения солнечного года и бога Коляды.

А.А. Шишкин, "Коляда"
Андрей Алексеевич Шишкин, «Коляда», холст, масло

Древние славяне одевались в специальные костюмы (обязательно наизнанку) и ходили по домам, чтобы известить людей о рождении нового Солнца. Все действия обязательно сопровождались песнями о солнце.

Весна также была богата на праздники. В первую очередь это Масленица и веснянки. Они плавно переходили в яркий «зеленый» праздник – Троицу. Это время встречи весны и лета, это день благоухания и расцветания природы: «Русалья неделя» или «навий день».

"Троицын день"
Михаил Маркович Рудник, «Троица в Суздале», 2014, холст, масло

Лето для славян – это время наибольшего расцвета природы. Естественно, этот период тесно связан с Купалой. Это особое мистическое время, когда совершались обряды, связанные с плодородием, урожаем. Многие традиции Купалы освещены культом огня и солнца. В совсем древние времена на Купала приносили в жертву девушку, ее топили в реке. Потом такие дикие обряды прекратили, точнее девушку заменила кукла, которую называли по-разному: Ярило, Купала или Кострома. Это был очень значимый праздник у наших предков. Он напоминал людям о возрождении духа все живого. А обновление природы для славян означало благополучие земледельцев. Также природе были посвящены «гремяцкая неделя», день Бога солнца и плодородия Ярило. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с приходом христианства многие праздники древних языческих славян были введены в обрядовую практику Русской церкви. Сегодня мы их знаем исключительно с этой точки зрения.

А.А. Шишкин, "Купала"
Андрей Алексеевич Шишкин, «Купала», холст, масло

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *