О русской дружине

В середине 2 в. н.э. на просторы причерноморских степей ворвались сарматские витязи, наследники скифов. Оставив неизгладимый след в древнеримской истории, эти бронированные всадники ознаменовали новый этап развития военного искусства.

Несколько столетий спустя экономические, демографические, миграционные, культурные и даже климатические факторы ускорят разложение первобытно-общинного строя на европейском континенте. Начнётся формирование племенных союзов, построенных на принципах раннего феодализма. С падением Римской империи, расколовшейся наряд воюющих меж собою варварских королевств, окончательно закрепится ведущая роль тяжёлой кавалерии, которая к 9 в. н.э. станет определять ход сражений на просторах Италии, Франции, Германии, Испании.
Тем временем, спускаясь вниз по течению Днепра и объединяя финно угорские, балтские и восточнославянские племена в единую державу, потомки варягов столкнутся с сильным хазарским государством, контролирующим «золотую жилу» торгового пути «из варяг в греки». Поскольку христианские дворы Европы утратили возможность торговать с Востоком из–за того, что мусульмане контролировали проливы, это была фактически единственная водная артерия, позволявшая быстро и безопасно переправлять товары в разные концы континента.

Виталий Графов, «Княжеская дружина», 2011, 110×190 см, холст, масло

Имея сильнейшие воинские традиции Скандинавии и превосходно воюя в пешем строю, Рюриковичи вступят в соприкосновение с противником , который два века доминировал в причерноморских степях благодаря великолепной ударной коннице. Опираясь на скифо-сарматское наследие региона и быстро переняв тактику оппонентов, Рюриковичи не только захватят выход в Чёрное море, но и обзаведутся одним из самых эффективных воинств мира той эпохи: дружиной.

В тот период на княжеские плечи ложилось множество обязанностей. В первую очередь: вооружённая защита вверенного владения. В раннем средневековье князь, проявивший себя неквалифицированные военачальником, легко терял своё место и быстро замещался новым. Затем следовала функция поддержания порядка и законности на вверенной территории. Они были верховными арбитрами в гражданских делах. Обобщая накопленный ими юридический опыт, на свет появился отечественный свод законов: « Русская правда ».

И, наконец, до момента крещения Руси они исполняли обязанности жрецов-посредников меж богами и людьми, а византийский государственный уклад, привнесённый Владимиром, подразумевал божественное покровительство высшему должностному лицу страны. Как мы видим, сакрализация власти в нашем государстве имеет древние корни.

Тому, кто решает столько разноплановых задач, требуется множество профессиональных советников, доверенных лиц, но в первую голову — мощное и мобильное войско, находящееся в постоянной готовности и полностью доверяющее своему лидеру. Неудивительно, что целых три столетия отношения князя и его лучших воев складывались в подобие семейных. В 9 веке воин, поступавший на службу в это элитное формирование, фактически уходил из своего рода, и его новой семьёй ( или племенем ) становились соратники. Недаром само это слово имеет корень «друг», то есть ближайший сподвижник и единомышленник.

Количество дружинников у разных владык сильно рознилось. Это могли быть десятки бойцов, а могло быть и свыше тысячи, если верить летописным источникам. Вся их жизнь проходила рядом с командиром. Как правило «личный состав» жил непосредственно в княжеских палатах, выполняя заодно полицейские функции и обеспечивая охрану персоны правителя.

В случае крупномасштабной войны созывалось ополчение из числа простых ремесленников или крестьян, которое после окончания кампании распускалось по домам, но самые сложные и опасные задачи решались именно этими отборными верховыми воями. Никто лучше них не мог справиться со сбором дани, тактической разведкой, диверсионными операциями в тылу противника.

Естественно, не в княжьих интересах было отказывать своим любимцам в лучшей добыче, а в дни мира — в богатых подарках и щедрых наградах особо проявившим себя воителям. Важную роль играли совместные пиры. Этот ритуал совместной трапезы и возлияний явно тянется ещё с тех незапамятных времён, когда охотники из одного рода сидели у общего костра после удачной охоты. Таким образом формировалось ощущение общности, практически родственной связи всех и каждого членов воинства, которое затем сказывалось в бою наилучшим образом. Древняя поговорка не даром гласит: « Сам погибай, а товарища выручай».

Дружина иерархически подразделялась на старшую (бояре) и младшую.
Первые пользовались особенно большими привилегиями, они вполне могли не только получать фиксированную часть от государственных податей, но даже становиться наместниками в подчинённых городах со всеми вытекающими доходами. Так формировалось русское боярство.

Младшая — представляла собою разнородное собрание боярских сыновей, пасынков, наёмников, гридней и кметов (представителей вольных общин). С течением времени именно из них складывалось сословие профессиональных воинов, а наиболее отличившиеся и получившие в распоряжение жилые дворы или даже некрупные деревни в ходе Истории превратились в дворян.

Здесь привечали людей самого разного происхождения. Большинство принималось за боевые заслуги, невзирая на что – либо кроме умения управляться с копьём и мечом и мастерски держаться в седле. Недаром в былинах особое место отводят именно этому аспекту: простой муж из вольных поселенцев или пришлых бойцов легко становился на одну из высших ступеней иерархии, если был умел и отважен в схватке и честен с боевыми товарищами. Всё это способствовало появлению настоящего культурного феномена: богатырских былин древних славян, где делается сильный акцент на честном служении во благо общему делу, на искренней дружбе и самоотречении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *