Художник Карл Брюллов: апеннинские аквареалии

Двенадцать лет итальянского путешествия принесли художнику Карлу Павловичу Брюллову такое количество ярких живых впечатлений, что он взялся за акварель.

«Свидание», 1834, бумага, акварель, карандаш, ГРМ, Санкт-Петербург
«Итальянка , ожидающая ребенка», 1831
картон тонкий, акварель, лак
ГРМ, Санкт-Петербург
«Итальянка с ребенком у окна», 1831 
картон, акварель , карандаш
ГМИИ им. Пушкина
, Москва

«Быстрая» живопись позволила живописцу успевать за переменчивыми образами, а талант – на простом листе бумаги запечатлевать солнечные сюжеты на фоне изумительной природы Италии. Лёгкие воздушные пасторали под кистью Брюллова быстро вышли за рамки декоративно-сувенирных зарисовок, исполнявшихся по заказу богатых клиентов забавы ради. Посредством податливой акварели художник стремился передать своё восхищение страной и её жизнерадостным народом.

"Портрет Г. Н. и В. А. Олениных",1827, бумага, акварель
«Портрет Г. Н. и В. А. Олениных», 1827, бумага, акварель
"Джованина Пачини" , 1831, карандаш, акварель, бумага
«Джованина Пачини» , 1831, карандаш, акварель, бумага

Итальянские жанровые картинки не требовали от мастера глубокой психологичности; они описывали скорее внешние проявления чувств, сиюминутные события и реакции на них.

Одной из самых знаменитых акварельных работ итальянского периода считается «Прерванное свидание», написанное маэстро с мягким юмором и сочувствием к затруднительному положению главных героев.

"Прерванное свидание.(Вода уж чрез край бежит)", 1827, ГТГ, Москва
«Прерванное свидание. Вода уж чрез край бежит», 1827, ГТГ, Москва

Две застывшие в полуобороте друг от друга фигуры юноши и девушки предстают единым композиционно законченным образом: их плечи соединяются, руки стремятся сомкнуться, а алая куртка, накинутая на левое плечо паренька, незаметно перетекает в багряные складки одежды его подруги. Пара героев в центре кажется одним целым пёстрым пятном, и при беглом взгляде на рисунок остаётся непонятным, отчего так печально склонились их черноволосые головки, словно боясь оторвать взгляды от камней под ногами.

"Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар",1849,картон, акварель, итальянский карандаш, лак
«Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар»,1849,картон, акварель, итальянский карандаш, лак

Вода давно наполнила ведро, и нетерпеливые струи бегут через край, но нежные девичьи пальчики не ощущают их влажной прохлады. Мысли красавицы заняты только тем, как бы подальше спрятать за спину заветный букетик цветов, зажатый в правой руке. Остаётся только гадать, что происходило на этом живописном пятачке ещё пару минут назад. Скорее всего, страстные поцелуи с пылкими объятиями и объяснениями в любви.1 из 2

«Ольга Ферзен на ослике», 1835, бумага, акварель, ГРМ
«Портрет княгини Е. П. Салтыковой», 1833—1835, бумага, акварель

А иначе с чего так разошлась старуха-мать, наполовину высунувшаяся из окна второго этажа? Не дождавшись дочери, спустившейся к источнику за водой, она выглянула поторопить её, и что же? Та уже вовсю флиртует с кавалером, забыв и о дочернем долге, и о девичьей скромности, и о поручении. «И что за молодёжь пошла», – самый мягкий упрёк, которым поносит сварливая старуха свою «нечестивую» дочь.1 из 3

«Итальянка из Неттуно». 1828—1829
Бумага, акварель
ГРМ, Санкт-Петербург
«На исповеди». 1827—1830 
Бумага, акварель, графитный карандаш
ГРМ, Санкт-Петербург
«Чочара Рикка с корзиной»,
1828—1829 
бумага желтая, акварель
ГРМ, Санкт-Петербург

Парень готов сквозь землю провалиться: щёки пылают, в густых кудрях прячется смущённое лицо, и руки безвольно опущены вниз. Скорбное лицо девушки более бесстрастно, похоже, ей не впервой выслушивать родительские нотации. Её прекрасное с античными чертами лицо, мраморные покатые плечи, изящные руки, – весь облик выражают раскаяние и покорность. Но заметное только зрителям взаимное притяжение молодых людей подсказывает, что это любовь.

«Две девочки с совой. Охота на птиц с совой», 1828—1829, бумага коричневая, акварель, ГРМ
«Сон молодой девушки перед рассветом, в то время как за окном пастух трубит в рожок», 1830—1833, картон, акварель, лак, ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Сон бабушки и внучки», 1829, бумага на картоне, акварель, лак, ГРМ

В безудержных потоках солнечного света под благословенной сенью могучего платана и при безмолвной поддержке лохматого барбоса Брюллов соединяет влюблённых, изображая в самых ярких красках их нежные и глубокие чувства. Мастерское владение акварелью и эмоциональный подъём позволили художнику с невероятной выразительностью создать увлекательный рассказ с помощью одной только кисти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *