Картины Фирса Сергеевича Журавлёва (1836—1901)

Картины художника Фирса Журавлева – это окна в позабытую, ушедшую в прошлое жизнь, в которой обычным был брак между юной красавицей и стариком, дети просили милостыню, а купечество в своем разгуле не признавало ни берегов, ни рамок. В русской живописи сложно найти более «говорящие» полотна, которые бы так полно и детально показывали существующий в то время уклад и обычаи.

автопортрет фирса журавлева
«Автопортрет» , ранее 1901, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Будущий художник родился в сто шестьдесят четыре года назад в мещанской семье. Его отец был неплохим портным и рассчитывал, что сын унаследует и продолжит его дело. Однако, юноша выбрал свой путь, и, несмотря на родительский гнев, отправился из родного Саратова в далекий Санкт-Петербург, в Академию художеств, учиться живописи.

Бесспорный талант будущего живописца не остался без внимания, за время учебы Фирс получил несколько наград, а в 1863 году достаточно неожиданно примкнул к знаменитому «бунту четырнадцати», отказавшись писать выпускную работу на утвержденную академией тему. Некоторое время молодые и талантливые бунтовщики жили коммуной, но постепенно обзавелись семьями, не оставив, однако, идеи о том, что искусство должно показывать реальную жизнь, а не мифических героев.

«Перед венцом», 1874, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1888—1889 годах примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок. И даже начал участвовать в экспозициях картин, но членом Товарищества стать было не суждено.

«Нагая женщина», ранее 1901, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Купеческие поминки», 1876, холст, масло, 
Государственная Третьяковская галерея, Москва
«После свадебной церемонии», 1874, холст, масло

Полотна Журавлева во многом драматичны, их сложно забыть. Картины «Перед венцом», «После свадебной церемонии», «Возвращение с бала» рассказывают о женской доле в браке с нелюбимым.

Произведения мастера перекликаются с картинами других жанров.  Например, холст «Жена-модница» открывает нам окно в жизнь уставшего интеллигента, чья очаровательно-кокетливая жена хочет блистать, а не задумываться о жизни. И немедленно вспоминаются некрасовские строки «Белый день занялся над столицей…»

жена-модница
«Жена-модница» , холст, масло

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *