Картина «Последний день Помпеи»

«Был уже первый час дня: день стоял сумрачный, словно обессилевший. Здания вокруг тряслись, мы были на открытом месте, но в темноте, и было очень страшно, что они рухнут. Многие воздевали руки к богам, но большинство утверждали, что их больше нет и что для мира наступила вечная ночь.» (Плиний Младший)

Жизнь цветущего Помпеи была внезапно уничтожена вулканом Везувий. История датирует это событие 24 августа 79 года нашей эры.

Брюллов Последний день Помпеи
«Последний день Помпеи», 1830—1833. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
"Карл Брюллов Портрет" А.Тропинин
Карл Брюллов на картине В. А. Тропинина, 1836

Русский художник Карл Павлович Брюллов — его имя стоит в ряду известнейших живописцев и творцов: Ван Дейк, Рембрандт, Рубенс, Тициан. Приверженец классицизма и романтизма, он создал ряд потрясающих полотен, ставших достоянием русского искусства. К числу которых относится и монументальное полотно «Последний день Помпеи».

Карл Брюллов
К. П. Брюллов, «Автопортрет», 1823

Мастер посетил раскопки под Везувием в 1827 году. Зрелище его просто ошеломило. Город, занимающий территорию более 60 га и равный ста современным футбольным полям, был разрушен в одночасье.

Подготовительная работа для создания монументального полотнища «Последний день Помпеи» шла три года. Пейзажист прочел письма свидетеля этого стихийного бедствия Плиния к известному римскому историку Тациту и нашел в них нужные сведения для написания картины: дня, скрытого от Солнца мглой и пеплом, толпы мечущихся людей, крики и стоны со всех сторон...

2
Фрагмент картины

1
Перекресток улицы Гробниц

Был создан по свежему впечатлению композиционный набросок. Пространство, где происходит действие, для Брюллова было понятно – перекресток улицы Гробниц.

юлия самойлова
«Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)», не позднее 1842, Государственный Русский Музей, 
Санкт-Петербург
всадница
«Всадница», 1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Романтизм и классику соединяет Брюллов, изображая массовую народную сцену, нарушая классический принцип барельефности, развиваясь, уходя вглубь. Сущность человеческой души полностью обнажена перед ликом смерти. Все группы, являющиеся по сути портретом, обращены лицом к зрителю. Как у любой творческой личности, у Брюллова есть любимая модель. Ею стала графиня Юлия Михайловна Самойлова. На полотне ее образ обретает черты то девушки, то матери. Она была воплощением идеала, который пылал мощью и страстью красоты.

всадники
«Всадники. Парный портрет Е. Мюссара и Э. Мюссар», 1849, картон, акварель, итальянский карандаш, лак, Государственная Третьяковская галерея, Москва

И по сей день раскопки города Помпеи представляют собой самый величественный образец древнеримской повседневной культуры, который в 1997 году внесли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Итальянское утро боюллов
«Итальянское утро», 1823. Кунстхалле, Киль, Германия
итальянское утро брюллов
«Итальянский полдень», 1827, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

брюллов
«Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», 1827, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *