Три легендарных русских богатыря

Небеса над Русью нахмурились тучами, предвещая недоброе в тревожном ожидании. В нависшей грозной тишине лишь ветер легонько треплет конские гривы. А на метафизическом распутье дорог и судеб остановились сказочные русские богатыри.

Васнецов В.М., «Богатырский скок». 1914, холст, масло, дом-музей Васнецова, Москва, общественное достояние

Эту картину великого Виктора Васнецова знают все от мала до велика. А современная массовая культура растащила эти образы на мультяшных персонажей, героев многочисленных произведений новомодного славянского фэнтези и прочие фанфики с мерчендайзами.

Виктор Михайлович Васнецов, «Богатыри».1881—1898
холст, масло, 295,3 × 446 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

Как же так вышло, что столь непохожие и самобытные образы русских богатырей так органично дополнили друг друга, что навсегда слились в народном сознании в первую и главную в отечественной мифологии команду супергероев? Иными словами: как же познакомились могучий, суровый и народный любимец Илья, лихой да удалой Алеша, и беззаветно преданный и отчаянно отважный Добрыня?

Шишкин Андрей Алексеевич, «Последний защитник», 2013
55×70 см, холст, масло

Во-первых, все три героя стараниями русского нарратива ожили в разные эпохи. Добрыня Никитич — воин и дипломат, искушенный в речах не менее, чем на поле брани. Появляется в народных сказаниях еще в X веке. А вот служивший верой и правдою на дальней заставе тому же князю Владимиру Илюша Муромец, начинает фигурировать в устном народном творчестве лишь два долгих столетия спустя. Алёша, прозываемый Поповичем, и вовсе со своими легендарными соратниками никак не мог стоять бок о бок среди бескрайнего поля. Поскольку «народился» в песнях и притчах XIII века.

Во-вторых: неизменная княжья «правая рука», «древне-киевский Джеймс Бонд», Добрыня отродясь не участвовал в тех же «спецоперациях», что и Илюша, постоянно гонявший по бескрайним степям орды половцев. То есть большей частью несший пограничную службу. Ну а красавец-удалец Алёша обретался более подле ростовского да владимирского престолов. И к стольному граду Киеву стал иметь хоть какое-то отношение лишь к концу своей богатырской карьеры.

Ольшанский Борис Михайлович, из серии «Историческая живопись»

В-третьих: если фольклорная молва и сводила воедино пути-дорожки всех троих храбров, то происходить это стало лишь в отчаянные времена монгольского нашествия. Тогда коллективному бессознательному наших предков занадобились могучие заступники, при чем в товарных количествах и действующие заодно, в противовес реально существовавшим разобщенным князьям и воеводам.

Вот и получается, несмотря на всеобщую убежденность в том, что между этими сказочными персонажами существовала крепкая дружба, на самом деле в народной памяти и современной культуре их общие похождения и приключения появились лишь благодаря гениальным работам непревзойденного художника Виктора Михайловича Васнецова и его коллег живописцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *