Художник Галлен-Каллела: сурово, но красиво

Сегодня картины финского художника (шведского происхождения) Аксели Валдемара Галлен-Каллела широко известны лишь в узких кругах специалистов. А ведь в конце 19-начале 20 веков они были хорошо известны европейской публике.

Повторяя судьбу многих талантливых соотечественников, после окончания художественной школы Галлен-Каллела отправился в Париж. И уже совсем скоро его полотна стали соседствовать с работами французских мастеров на престижнейших выставках Старого Света.

Аксели Галлен-Каллела, «Вид на озеро»,1901, Финская национальная галерея

Аксели Галлен-Каллела, «Вид на озеро»,1901, Финская национальная галерея

И всё же сердце художника безраздельно принадлежало пасмурным далям западной Финляндии. Герой нашей статьи возвращался в родные края при первой же возможности. Пейзажи отдаленных, нетронутых цивилизацией уголков природы в сочетании с горячей любовью к финскому фольклору служили ему неиссякающим источником вдохновения. И если учёба в парижских мастерских наделила его живописный стиль декоративностью и элементами символической абстракции (если это понятие в принципе применимо к произведениям начала прошлого века), то эффектная подача свето-воздушной среды и общая выразительность композиций были исключительно его личными заслугами.

Аксели Галлен-Каллела, «Закат над озером Руовеси», 1915-1916

Аксели Галлен-Каллела, «Большой черный дятел», 1893

Аксели Галлен-Каллела, «Закат над озером Руовеси», 1915—1916

Итак, дорогой читатель: перед нами — вид на озеро Кейтеле, что располагается в центральной Финляндии. При помощи зигзагообразных узоров на поверхности воды художник отобразил лёгкую рябь, порождаемую взаимодействием ветра и течений. И в то же самое время намёкнул зрителю на старый фольклорный сюжет, густо замешанный на политике. Мол, одна из этих серебристых полос может быть ни чем иным, как следом, оставленным (удалившейся из поля видимости) лодкой персонажа финской саги «Калевала» Вяйнямейнена. А поскольку любое упоминание обо озере Кейтеле «грело душу» патриотично настроенной финской общественности (по сей день строящей вокруг эпоса Калевала свою идентичность), художник весьма точно рассчитал баланс между заигрыванием с местным национализмом и оглядкой на цензуру.

Аксели Галлен-Каллела, «Озеро Кейтеле»,1905, Национальная галерея, Лондон

Аксели Галлен-Каллела, «Озеро Кейтеле»,1905, Национальная галерея, Лондон

Впрочем, последствий для художника не наступило ровным счётом никаких. Российские власти были вполне терпимы к мелкой фронде на окраинах империи, так что художнику за неё ничего не грозило.

Лучше обратим внимание на то, как, несмотря на относительно небольшой размер полотна, Галлен-Каллела сумел передать зрителю ощущение обширного пространства, гармонично сочетающего в себе умиротворяющую тишину и вечное движение сил природы.

Аксели Галлен-Каллела, «Весна»

Аксели Галлен-Каллела, «Продуваемая ветром девушка», 1893

Аксели Галлен-Каллела, «Вид на озеро Ямаярви», 1889

Аксели Галлен-Каллела, «Весна»

Позже художник напишет ещё три вида озера Кейтеле. И на каждом из которых будет красоваться похожий «узор» на поверхности воды. Что говорит нам о целенаправленных экспериментах живописца. Мастер мечтал о создании особой методики визуализации. О совмещении передовой европейской живописной техники и финской фольклорной архаики. Планировал вдохнуть новую жизнь в старые нарративы, ища «подсказки» в родных ландшафтах. И ему это вполне успешно удавалось.

Аксели Галлен-Каллела, «Облака над озером», 1904. Музей Галлен-Каллела

Аксели Галлен-Каллела, «Облака над озером», 1904. Музей Галлен-Каллела

Помимо замысловатых геометрических доминант, «Озеро Кейтеле» обладает «фирменными» серебристыми отражениями и «хрустальным» светом, пылающим по краям облаков. Ну и конечно же свою лепту вносят мрачноватые тени, что отбрасывает поросший лесом остров. Длинные, немного жутковатые своей потусторонней призрачностью отражения деревьев, трепещущих на ветру, ощутимо дрожат на волнах. Да и далёкие холмы, обступившие горизонт, вносят свою лепту в это гнетущее впечатление.

Тем сильнее тот эффект, что производят упоминавшиеся выше «полосы» ряби и серебристый оттенок воды. Озеро целиком принимает на себя всю «тяжесть» всех прочих элементов композиции. «Держит на себе» весь этот пейзаж впридачу с небесами, как мифический Атлант, оставаясь при этом вместилищем переменчивой, непредсказуемой, мистической стихии воды...

Аксели Галлен-Каллела, «Озеро Кейтеле»,1919

Аксели Галлен-Каллела, «Озеро Кейтеле»,1919

В итоге у художника получилось создать очень «северный» пейзаж, завернув в него мощное общественно-культурное послание. Наделить природу суровой, но эмоционально чистой красотой. Полагаем, именно эта особенность отчасти объясняет успех картины Аксели Валдемара Галлен-Каллела на французских, голландских и немецких выставках. Экспонируясь по соседству с полотнами Моне и Ван Гога, она сразу же оказывалась в выигрышном положении. Для изнеженного тёплым Гольфстримом «мейнстримовой» публики «умение» серебристо-серых и синевато-зелёных оттенков быть одновременно как естественными, так и чрезвычайно выразительными, оказалось чем-то новым. По крайней мере — на пару сезонов.

Впрочем, и сегодня эта работа смотрится весьма эффектно. Для того, чтобы получить удовольствие от её просмотра, зрителю совсем не обязательно знать подоплёки сюжета и истинных мотивов, двигавших рукою художника. Можно просто отыскивать всё новые и новые глубины смыслов и высоты технического мастерства, которые её создание потребовало от живописца. Видеть в этой работе одно из лучших произведений «золотого века» финской живописи и ничего кроме. Собственно, мы сами так и поступаем.

🎯 Поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.