Демон любви Иштар

Иштар — до сих пор неиссякаемый источник вдохновения для творцов из мира искусства. Неудивительно, ведь аспекты её божественных эманаций связаны с одной стороны — с вечными темами любви и красоты, с другой — касаются откровенной чувственности, тайных мыслей и табуированных тем, которые также никогда не оставляют равнодушными любителей пощекотать свои нервы или бросить вызов общепринятой морали.

иштар
Статуя Иштар

Упоминания об этом божестве присутствуют во многих мифологиях Ближнего и Среднего востока, её культ оказал сильное влияние на становление целого ряда политеистических религий древности, от Греции до Междуречья. Подданные фараонов звали её Астартой, жители эллинских полисов превратили её в Афродиту, семитам она была известна под именем Ашторет .

афродита
Афродита-богиня плодородия, любви и красоты

От региона к региону смешались акценты, в зависимости от темперамента и менталитета того или иного народа её образу придавали то жеманно-романтический флёр, то необузданную африканскую страстность, то коварство и склонность к интригам и заговорам против  небожителей и смертных…

Но независимо от конкретной интерпретации, неизменной чертой были ярко выраженные эротизм и сексуальность, а связанные с нею ритуалы всегда имели отношение к плотским утехам, причём совершенно безудержным.

венера и адонис
Тициан, «Венера и Адонис», Прадо, Мадрид

Лишь изредка — косвенное отношение к мотивам  семьи, брака, домашнего уюта и искренней привязанности.  Она — средоточие бушующих страстей, неодолимых и зачастую влекущих фатальные последствия. Если отвлечься от поздних данных и обратиться к породившей её аккадской мифологии, то можно проследить возникновение и, затем, постепенный упадок агрессивного аспект её натуры.

Жена грозного Ваала, верховного  покровителя живущих исключительно войною ассирийцев и других непрестанно конфликтующих народов междуречья Тигра и Евфрата, в момент своего «рождения» всё ещё несла следы матриархальной демонологии каменной эры. Рождённая в ту незапамятную эпоху, когда на поле боя женщины выходили бок о бок с мужчинами, она долгое время была тем ещё кровожадным демоном.

Ей даже приносили человеческие жертвы. Эта дамочка и в сравнение не шла с той же греческой Афиной, которая рядом с нею выглядит сущей пацифисткой. Впрочем, с приходом века бронзы нравы всё же смягчились, прекрасный пол был в основном освобождён от воинской повинности, и чувственное женское начало стало играть главенствующую роль. Благодаря самому первому литературному памятнику человечества, « сказанию о Гильгамеше», который сохранил для современных исследователей множество легенд и мифов пяти, а то и шести тысячелетней давности, можно проследить за ходом когнитивной трансформацией.

55
Статуэтка Астарты с рогатым головным убором, Лувр

Те опусы, что пришли из шумерских преданий, рисуют портрет богини, движимой примитивными инстинктами и страстями, при этом практически всемогущей и необоримой. Так аккадская цивилизация выразила вечный ужас  перед всесильной матерью-природой, способной своей прихотью обрушивает на головы неугодных колоссальные силы стихий, но в то же время от неё зависит сама жизнь и процветание всего сущего.

При этом в других эпизодах, мотивы которых явно позаимствованы из более поздних мифов и легенд, она выступает лишь в роли сладострастной соблазнительницы. В третьем варианте мы видим её этакой вариацией на тему греческой Деметры:  гарантом плодородия, высоких взаимных чувств и прочих нехарактерных для неё человеческих черт. Эти противоречия лишний раз помогают разобраться в том, как постепенно менялся образ мысли первой мировой цивилизации. С точки зрения науки История — бесценно. Приблизительно с 7 в. до н.э. наиболее известным и процветающим культом в честь  персонажа нашего рассказа становится поклонение  Ашторет, покровительнице куртизанок. Именно в эту эпоху рост городов и разделение труда с последующей спецификой изменения финансовых потоков привели к безудержному росту проституции.

астарта росетти
Данте Габриэль Россетти , «Астарта»,1877

Особенно отличился старый добрый Вавилон, где её почитали едва ли не выше всех прочих богов. Ушлое жречество, осознавшее свои потенциальные выгоды, ввело  работу женщин лёгкого поведения  в ранг священнодействия. С тех пор местные храмы утопали в золоте, а и без того процветавший город превратился в первый в Истории мегаполис. Великий Навуходоносор ( известный почитатель женской красоты и ценитель массовых оргий) повелел возвести легендарные врата в честь Иштар, на столетия ставшие символом Вавилона.

Именно через них праздничная процессия отмечающих наступление нового года горожан проносила статуи всех вавилонских покровителей. Так сказать, символизм… Кстати, чистейший синий цвет, в который были окрашены эти врата, также имел глубокий потаённый смысл.  Её имя означает в переводе: «ясное небо». Великолепно выполненные изображения животных также перенесены сюда прямиком из более ранних культовых изображений богини, где она также часто фигурировала в их окружении.

Что касается Астарты: здесь снова не всё однозначно. Как повествуют нам древние сказания, наша героиня принимала любовь людей , богов и много чью ещё. Но всякий раз эта связь несла её партнёрам в лучшем случае моральный надлом или иную личную трагедию. Про худших, право слово, поминать  не хочется. Так и родилась та, чьим символом является уже не ясное небо, а ночная тьма и хищные совы, преследующие и терзающие добычу во мраке. Но здесь нет и намёка на некую авраамическую концепцию греховности.

врата иштар
Врата богини Иштар в Вавилоне

Древние считали, что каждый сам выбирает свой путь в жизни. Душа человека в понимании жителей Междуречья — белый лист, и каждый сам волен писать на нём свою историю чернилами поступков. А с учётом того, что занятие  сексом для них всегда носило ещё и сакральное значение, независимо от того, где и с кем оно случалось – говорить о некоем «возмездии за недостойное поведение» и вовсе странно. Просто Астарта получала свою выгоду от того, что дарила своё тело другим. Она была демоном, нуждавшимся в поклонении и жертвенности, и не её вина, что многие готовы были рисковать собою ради её ласк, ибо малых ставок она не принимала.

сандро ботичелли рождение венеры
Сандро Боттичелли
«Рождение Венеры», 1482—1486,
холст, темпера. 172,5 × 278,5 см
Уффици, Флоренция

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *