Стодвадцатиметровые птицы пустыни Наска

Это не поддаётся логике, с трудом умещается в воображении. От горизонта до горизонта, пересекаясь, сходясь и расходясь, причудливо изгибаясь, тянутся бесчисленные линии.  Лишь из окна самолёта становится видно, как эти линии складываются в изображения фантастических животных, очертания странного вида людей, диковинных птиц,

Пустыня Наска с высоты птичьего полета

или становятся гигантскими спиралями и многоугольниками. Сразу за невысокими отрогами Андского горного хребта, далеко к югу от столицы Перу, раскинулась пустыня, полная огромных и таинственных рисунков древних перуанских индейцев. В истории мира нет ничего подобного, ничего похожего. Исполинский узор появился за много столетий до прихода инков. Точность линий, техническая сложность исполнения, исполинские масштабы этого шедевра древних — ставят геоглифы Наска на один уровень

Размах крыльев впечатляет

с египетскими пирамидами в списке чудес света. Более того: например, величием усыпальниц фараонов мы можем любоваться просто стоя у их подножия. Для того же, чтобы оценить истинные масштабы пустынных рисунков Наска, придётся подняться высоко в воздух. От созерцания бескрайних просторов, покрытых загадочными рисунками и фигурами, захватывает дух.

Мария Райхе, немецкая Maria Reiche, 1903 — 1998, немецкая исследовательница

Мария Райхе —исследовательница пустыни Наска, является наиболее авторитетным учёным, когда-либо занимавшимся проблемой исполинских геоглифов. Её стараниями гигантская область, покрытая таинственными геоглифами, стала признанным памятником культуры под охраной государства.
Рисунки, изображающие птиц, встречаются в заповеднике Наска чаще прочих. Одни из них вполне узнаваемы, другие — совершенно фантастических очертаний. Всего в пустыне Наска изображено 18 исполинских птиц. Кроме того, тёмный перуанский песок хранит на себе изображения животных, напоминающих собаку, но с не пропорционально длинным хвостом и тонкими ногами. 

Есть и антропоморфные рисунки, но их доля невелика и выполнены они с меньшей выразительностью. Среди них стоит отметить получеловека-полуптицу, имеющего совиную голову. Размер данного изображения превышает три десятка метров. Зато размер существа, названного исследователями «большим ящером», составляет полных 110 метров.

Все эти чудеса раскиданы по площади в 500 квадратных километров. Общее число линий, проведённых индейцами по поверхности пустыни, составляет около 13000, 788 фигур изображают живых существ. Следующей по численности группой изображений являются так называемые «геометрические площадки» числом более 700, а также более сотни спиралей. Череда исполинских изображений выстроилась друг за другом извилистой стокилометровой линией, эксцентриситет достигает полутора десятков километров. Впервые величественные картины древних индейцев были замечены и сфотографированы с самолёта. Как стало известно позже, изображения получали расчищая поверхность пустыни от камней, имеющих более тёмную окраску, чем нижний слой почвы. Своим оттенком камни обязаны окислению железа и марганца на своей поверхности. Поражает сохранность геоглифов. Решающую роль при этом сыграл засушливый климат в данной части Перу.
Бесценной находкой стал деревянный клин, торчавший посреди пустыни. Как выяснилось, он служил древним художникам для разметки будущих контуров рисунка. Колышек подвергли радиоуглеродному анализу, его внимательнейшим образом изучили и пришли к выводу, что дерево, из которого он изготовлен, было добыто индейцами в начале шестого века. Общепринятая теория такова: авторами исполинских рисунков были индейцы, населявшие юг Перу. Расцвет их культуры пришёлся на 4-10 столетия нашей эры. Что касается способа создания самих рисунков, то учёные характеризовали его как «очень простой»: тёмный камень убирали с поверхности пустыни, контраст между тёмным фоном и вновь открывшимся светлым грунтом позволял создавать изображение. Перед тем как приступить к очередной фигуре, индейцы делали её «набросок» в меньшем масштабе. Эти эскизы сохранились рядом с некоторыми фигурами. На таких эскизах прямые линии делили на отрезки. Потом эти отрезки копировали на почву с помощью разметочных колышков и верёвок, в большем масштабе. Справились индейцы и с проблемой округлых частей рисунка, деля большие криволинейные участки линии на множество малых. Все геоглифы представляют из себя сплошную линию. Остаётся ответить на главный вопрос: зачем индейцы создавали свои исполинские картины, если не были способны увидеть результата своих трудов.
Исследования показали, что один человек, пользуясь древнеиндейской методикой и работая 12 часов в сутки, создавал бы фигуры пустыни Наска более чем за за 100 000 лет.  Специалист по геоглифам Поль Косок предложил гипотезу, согласно которой рисунки — исполинский календарь. Первопроходец в области исследований рисунков пустыни Наска, знаменитая немецкая исследовательница Мария Райхе подтвердила это предположение, установив связь изображений животных с положением Солнца в дни с наибольшим и наименьшим периодом светлого времени суток. В частности, изображение несуществующей птицы с шеей длиной с целое футбольное поле кончиком своего клюва отмечает точку появления светила на небосклоне в самый короткий день зимы.
Также высказывалось предположение об исключительно религиозном значении изображений, но это мнение не нашло широкой поддержки. В самом деле, как поклоняться божеству, которое даже нельзя увидеть? Воздействие такого культового изображения на сознание древних жителей Перу представляется сомнительным.
Ещё одну гипотезу предложил картограф Золтан Зелке. Он считал, что геоглифы представляют собой карту прилегающих к озеру Титикака территорий. Венгерский учёный посвятил себя исследованию перуанской пустыни и нашёл не мало подтверждений своего предположения. Так или иначе, совершенно неясно, кто мог бы воспользоваться картой, видимой лишь с большой высоты...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *