Зачем украли Стоунхендж?

Давайте сразу перейдём к сути вопроса:
При изначальной постройке Стоунхенджа, случившейся около 4000 лет назад, использовались глыбы, высеченные из трёх видов горной породы. Некоторые из них не встречаются в Англии. Доставлять их к месту строительства аборигенам Туманного Альбиона приходилось из валлийских каменоломен.

стоунхендж1
Стоунхендж

С учётом огибания рельефа местности, прото-английские «люди- муравьи» волокли камни с места формовки до места монтажа неполных четыреста километров. Между прочим, несколько центральных блоков весят полсотни тонн, ещё три десятка составивших средний контур сооружения — четверть сотни тонн, а внешний периметр состоит из пятитонных мегалитов, образующих кромлех правильной округлой формы.

Итого, держа в уме мягкий климат тогдашней Южной Англии, предполагая максимальную для бронзового века плотность трудоспособного населения, единоначалие и строгую производственную дисциплину многосотенной армии строителей, имеем столетия напряжённого труда, не прерываемого ни войнами, ни природными катастрофами, ни культурными, религиозными и социальными эксцессами, ни иными причинами, ведущими к спаду энтузиазма древних инженеров и технологов. Столь колоссальные трудозатраты в пересчёте на квадратную душу населения должны были служить высокой цели. У учёных масса предположений: древний календарь-обсерватория, храм, священное место собрания кланов… Красивейшее, таинственное и древнее сооружение, потребовавшее от своих создателей нескольких веков напряжённого труда, достойно любой из них.

стоунхендж2
Стоунхендж

Но есть нюанс. Стоунхендж зачем-то перестроили. Сначала, в самом конце 19 века, вокруг него с высочайшего распоряжения организовали испытательный артиллерийский полигон, затем — проложили железнодорожные пути, причём проходящие не далее чем в 1,5 км от внешнего кольца камней, а потом и вовсе сделали запретной зоной, мотивируя огромным количеством неразорвавшихся в ходе многолетних артиллерийских стрельб снарядов. А в середине прошлого века, как только на Солсбери перестали сыпаться фашистские бомбы, правительство Великобритании организовало близ этого хорошо знакомого российскому читателю городка штаб реставрационного проекта. По крайней мере несколько десятков камней, составляющих кромлех- композицию Стоунхенджа, увезли в неизвестном направлении, а на их место водрузили искусные подделки. Всё прошло бы шито-крыто, но подвела любовь строителей к фотографированию.

Доказательства? Пожалуйста: на гравюрах XVI века есть ряд камней, которых уже нет или которые расположены чуть иначе в наше время. Что характерно — есть и обратные примеры: модернизированному Стоунхенджу зачем-то добавили новые глыбы во внешний периметр, а один из центральных трилитов (совсем уж вопиющий случай) вообще появляется «из неоткуда» только на фотографиях конца 50-х годов прошлого века. Более того — на его плоской вершине торчит самая настоящая конусообразная осевая направляющая.

А по соседству, в толще положенного на две стоячие глыбы «соединительного» камня, теперь имеется паз, по форме и размерам — как раз для похожего направляющего элемента. Учёных стоило бы поздравить с великим открытием: оказывается, древние строители не только умели обтёсывать глыбы из вулканического туфа и известняка, но ещё и владели приёмами строительного дела как минимум на уровне ранней античности, причём высекли элементы грубыми зубилами непосредственно в массиве камня с соблюдением ответной геометрии внутренних поверхностей. Создатели Парфенона «снимают шляпу».

А теперь представьте себе, как славные строители второго тысячелетия до нашей эры поднимают несколько десятков тонн монолитного камня на высоты в несколько метров и ровнёхонько насаживают на направляющие, являющиеся продолжением основной породы плоского горизонтального основания. И всё это — вручную...
Британские власти сперва решили, что «и так сойдёт». Но под натиском требующей ответов общественности в итоге признались, что «в целях реставрации» подвергли перемещению и обработке чуть ли не каждый камень исполинской композиции Стоунхенджа, а кое- где провели наружные (но только наружные) восстановительные работы с применением современного бетона.

Причём английские реставрационные технологии середины прошлого века достигали таких высот, что в наши дни, когда под влиянием ветров и дождей «отреставрированный» слой «нетронутого исходного камня» кое-где осыпался, под ним обнаружился старый добрый бетон. Так сказать, кромлех матрёшка, уникальное ноу-хау пиктов или кельтов?… Интересно, «химики-реставраторы» из Солсбери получили бы те рыцарские звания, ордена и прочие награды из рук британского монарха, если бы стало известно, что через несколько десятков лет их работа «даст трещину»?..

Зачем нужна была эта грандиозная фальсификация — непонятно. Может быть, англичане «приревновали» свою самую знаменитую достопримечательность к сибирским кромлехам, которые оказались значительно древнее Стоунхенджа? Пока что ясно одно: у фальшивок городка Солсбери и его окрестностей — богатая и древняя история.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *